«ДЕТИ УЛИЦ»

Во исполнение распоряжения Главы города Челябинска «О проведении межведомственной профилактической акции «Дети улиц», в целях реализации системы мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявления причин и условий совершения самовольных уходов, оказания первой помощи детям и подросткам, занимающимся бродяжничеством и попрошайничеством, выявления взрослых лиц, вовлекающих детей и подростков в совершение противоправных действий

С 1 по 28 февраля 2022 года проводится  акция «Дети улиц», в целях реализации системы мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказания помощи детям и подросткам, занимающимся бродяжничеством и попрошайничеством и выявления взрослых лиц, вовлекающих детей и подростков в совершение противоправных действий, в городе работает горячая линия.

Если вас затрагивают проблемы детской безнадзорности; если вы знаете о местах скопления несовершеннолетних, о детях, занимающихся бродяжничеством, просим вас сообщить по одному из следующих телефонов:

Информирование населения о телефонах:

  • 8 (351) 735-51-61 МБУСО «Кризисный центр» (круглосуточно)
  • 8 800 200 01 22 Общероссийская линия детского телефона доверия, https://telefon-doveria.ru
  • 8(351)261-42-42 МБУ «Центр профилактического сопровождения «Компас»

Организация работы «горячих» телефонных линий по проблемам детской безнадзорности в Комитете по делам образования г. Челябинска:

  • 8 (351) 263 26 898 (351) 266-55-79 Комитет по делам образования г. Челябинска с 9:00 до 12:00 и с 13:00 до 17:00. 
МБОУ «СОШ № 121 г. Челябинска» — телефоны «горячей линии» — 8(351) 2636823, 8(351) 2632975

Телефон горячей линии по проблемам детской безнадзорности в МБОУ «СОШ №121 г.Челябинска» — 263-29-75

Телефоны психологической поддержки:

Телефон доверия областного центра социальной поддержки «Семья»: 8- 351-721-19-21 (с 08.00 – 19.45 ежедневно)

Центр диагностики и консультирования, специализирующийся, в том числе на профилактике суицидов: 8-351-269-77-77

Единый общероссийский телефон доверия 8-800-2000-122 (круглосуточно – звонок бесплатный)

Всероссийский телефон доверия для женщин 8-800-7000-600(звонок бесплатный)

Муниципальный Кризисный центр для женщин 8-351-263-65-60

Информационный Центр поддержки общественных объединений «Содействие» 8-351-264-01-95, 8-351-265-35-02

Центр профилактического сопровождения «Компас» 8-351-261-42-42

Психологический Центр ЮУрГУ тел:751-29-15

В соответствии с поручением Администрации г. Челябинска сообщаем, что в рамках информационной кампании Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва), созданы информационно – рекламные материалы направлены на разъяснение принципов работы детского телефона доверия на широкую целевую аудиторию (дети, подростки, родители, бабушки – дедушки). Ссылки для скачивания материалов:

  1. Видеоролик «Мама и сын» (версия 51 сек.):  https://cloud.mail.ru/public/FeYD/7wbFxWGYP
  2. Видеоролик «Учитель и ученик» ( версия 53 сек.):  https://cloud.mail.ru/public/MHzX/Bmeuz6NPW
  3. Видеоролик «Мальчик и девочка» (версия 41 сек.): https://cloud.mail.ru/public/JGgy/yoihkuA6p
  4. Видеоролик «Телефон» (версия 1 мин., 18 сек.): https://cloud.mail.ru/public/HF1W/9z4SaguWb
  5. Видеоролик «Телевизор» (версия 1 мин., 29 сек.): https://cloud.mail.ru/public/JAgb/McMGjJLou
  6. Видеоролик «Стук сердца» (версия 1 мин., 04 сек.): https://cloud.mail.ru/public/Ensx/W5kmj7JJB
  7. Видеоролик «Стук» (версия 54 сек.): https://cloud.mail.ru/public/7WfL/ZF5Mym13F
  8. Видеоролик «Страхи» (версия 41 сек.):  https://cloud.mail.ru/public/5NiY/TxVUfxMVd
  9. Видеоролик «Слова» (версия 47 сек.):  https://cloud.mail.ru/public/GVzQ/miTPkGnL4
  10. Видеоролик «Цифры» (версия 37 сек.):  https://cloud.mail.ru/public/BDnD/CW2zP1Yji
  11. Видеоролики, рассказывающие о принципах работы Детского телефона доверия ( версия 48 сек.): https://cloud.mail.ru/public/7MC8/YpzCsmgb1
  12. Видеоролики, специальный цикл роликов  “10 главных вопросов о детском телефоне доверия” (версия 1 мин., 28 сек.): https://cloud.mail.ru/public/FJL7/JYpnSYH4M
  13.  Интернет-баннеры о принципах работы ДТД (общий и отдельные варианты, где каждый плакат рассказывает об одном из принципов): https://cloud.mail.ru/public/L3od/QhjXQHx5

Понятие «дети улиц» является синонимом понятия «бездомные дети». По определению ЮНИСЕФ детьми улиц называются «дети, которые не общаются с собственными семьями и живут во временных убежищах (заброшенных зданиях и т. п.), или не имеют вообще постоянного пристанища и каждый день ночуют где-нибудь  , первоочерёдными их потребностями являются физическое выживание и поиск жилья; дети, которые поддерживают контакт с семьёй, но из-за бедности, перенаселённости, разных видов эксплуатации и злоупотреблений по отношению к ним проводят большую часть дня, а иногда и ночи, на улице; дети — воспитанники интернатов и приютов, которые по разным причинам убежали из них и находятся на улице».

 Проблема беспризорных детей возникала в различные периоды российской истории, в первую очередь, в годы бедствий, связанных с войной, голодом, и другими тяжелыми общественными потрясениями. Одной из важных причин беспризорности являлось и является разрушение семейного быта и естественного уклада жизни.

 Существенными причинами увеличения беспризорности в современных условиях является:

  • Ухудшение уровня жизни семей из-за безработицы
  • Нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей
  • Увеличение числа разводов и неполных семей
  • Пьянство, алкоголизм и наркомания
  • Распространение среди детей и взрослых психических заболеваний
  • Увеличивающееся количество беженцев и переселенцев

При отсутствии помощи взрослых и нормальной детской среды, бездомный ребенок рано включается в уличную борьбу за выживание. Бездомные дети живут в брошенных зданиях, автомобилях, парках, или непосредственно на улице, теряя своё прошлое, не обретая определённого будущего. Постоянный страх перед физической расправой со стороны взрослых и сверстников, голодом, болезнью, в свою очередь порождает в детях агрессию. У такого ребенка меняется и психология, поэтому беспризорные дети нуждаются в особом воспитательном подходе.

Профилактика беспризорности вновь становится важнейшей общественной проблемой.

Дети — это будущее государства, и забота о формировании их личности должна быть главной целью всего общества.

Действия педагогических работников в случае подозрения или потребления подростком ПАВ

Общие признаки употребления учащимися наркотических средств

Определить, употребляет ребенок наркотики или нет, сложно, особенно, если он сделал это в первый раз. Важно сделать правильные выводы и учитывать, что некоторые признаки могут появляться совершенно по другой причине. И все же стоит насторожиться, если:

  • появляются резкие перепады настроения — веселость сменяется безразличием, доходящим до апатии. Отмечаются: утомляемость, слабость, сонливость, приступы раздражительности, нетерпимости, агрессивности, плач без повода;
  • зрачки очень узкие или очень широкие, почти не реагируют на свет;
  • присутствуют следы от уколов в различных местах тела: чтобы скрыть от окружающих следы уколов, подростки маскируют уколы искусственным расчесыванием. Часто они носят в любую погоду одежду с длинными рукавами;
  • резко меняется отношение к жизни — школьные дела подростка не интересуют. Он может забросить секции, кружки, прекращает дружбу со старыми друзьями. От вопросов уходит, больше молчит;
  • наступает полное безразличие к внешнему виду;
  • поведение становится странным, это проявляется в различных формах. Например, при разговоре с подростком вы понимаете, что он вас не слышит. Глаза открыты, вроде бы направлены в вашу сторону, но никакой реакции, подросток замолкает на полуслове и затихает, как будто спит с открытыми глазами.

При возникновении подозрения о том, что подросток находится на территории образовательного учреждения в состоянии наркотического опьянения, педагогам и администрации школы рекомендуется принять следующие действия:

  1. Удалить учащегося из класса и по возможности изолировать его от остальных обучающихся до приезда родителей или законных представителей.
  2. Незамедлительно поставить в известность руководство образовательного учреждения.
  3. Вызвать медицинского работника учебного заведения для определения по видимым признакам состояния одурманивания у подростка;
  4. В случае, когда состояние подростка расценено как состояние наркотического опьянения, незамедлительно известить о случившемся родителей или законных представителей.
  5. Проинформировать родителей о государственных медицинских учреждениях, оказывающих квалифицированную наркологическую помощь несовершеннолетним. Освидетельствовать несовершеннолетнего на состояние наркотического опьянения в государственном медицинском учреждении возможно только с согласия и в присутствии родителей или законных представителей.
  6. В случае передозировки психоактивными веществами или общего ухудшения состояния здоровья несовершеннолетнего незамедлительно вызвать бригаду врачей скорой медицинской помощи.
  7. При совершении подростком хулиганских действий прибегнуть к помощи сотрудников правоохранительных органов.
  8. Учащиеся, которые замечены в случаях употребления психоактивных веществ, должны быть, по согласованию с врачом, поставлены на внутришкольный учет.

При подозрении на разовое или периодическое употребление подростком психоактивных веществ, педагог должен незамедлительно:

1) Корректно сообщить о своих подозрениях родителям (законным представителям) несовершеннолетнего.

2) При подозрении на групповое потребление наркотиков провести повторные беседы с родителями всех членов группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собрания с приглашением врача психиатра — нарколога, работника правоохранительных органов.

3) Организовать индивидуальные встречи подростков и их родителей с врачом — наркологом.

4) Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в данном направлении.

 

Как не допустить суицид у подростка

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

 «КАК НЕ ДОПУСТИТЬ СУИЦИД У ПОДРОСТКА»

 Что в поведении подростка должно насторожить педагога (общие черты суицидального поведения)

 

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и отметкам.
  • У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, депрессия.
  • Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей. Подросток, который был застенчивым и тихим, внезапно становится шумным и экстравагантным, а тот, кто был общительным и дружелюбным, замыкается в себе.
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя, или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
  • Сигналом готовящегося самоубийства может служить приведение дел в порядок, последние распоряжения как перед окончательным уходом: составление завещания, улаживание мелких недоразумений с друзьями, «раздаривание» дорогих ему личных вещей.
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

Действия педагога, если он обнаружил опасность

  • Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!
  • Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за помощью.
  • Обязательно свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.

 

Что может сделать педагог, чтобы не допустить попыток суицида

  • Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, обращенную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его целесообразности.
  • Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.
  • Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.
  • Если вы классный руководитель, инициируйте работу школьного психолога с классом.
  • Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что хотят ученики, как намерены добиваться поставленных целей, помогите им составить план конкретных (и реалистичных) действий. Важно поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность контакта, чтобы при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации.
  • Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач — такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность ученика. Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.
  • Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.
  • Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт с учеником или классом.